Как японская автомобильная промышленность превратилась из копирующей иностранную в ведущую?
Четверг, Июнь 3, 2021 10:581940 г. В мире идет Вторая мировая война. Япония по-прежнему занимает выжидательную позицию, но постепенно строит планы. Императорская армия готовит специальную машину для боевых действий в воздухе. Mitsubishi A6M Zero — истребитель, который станет настоящим кошмаром для союзников. Его легкая конструкция, отличная маневренность и большая дальность действия делают его лучшим истребителем, который мир когда-либо видел в то время. Его философия чрезвычайно проста, но эффективна. Даже к концу войны и к концу развития технологий он продолжал вселять страх и ужас своими самоубийственными миссиями камикадзе.
После войны Япония была опустошена. Разрушения получили широкое распространение: две атомные бомбы причинили беспрецедентные страдания. Несмотря на все это, государство должно продолжаться, и японские стимулы для развития и технологий снова будут в его основе. Инженеры не разучились проектировать, и теперь направление будет в сторону гражданских и потребительских машин. Подход с Mitsubishi Zero найдет свое отражение в автомобильной промышленности, что сделает ее одной из крупнейших в мире.
В Японии разрешено производить ограниченное количество грузовиков. В то время Toyota была на грани банкротства. Корейская война «спасла» компанию, и именно они получили заказы на военные грузовики. В 1950-х годах в Японию начали ввозить все больше и больше автомобилей, и местное производство процветало. К 1955 году количество выпущенных машин выросло до 20 тысяч. Компании начали ориентироваться в международной торговле, появились первые попытки экспорта. В 1957 году открылся первый дилерский центр Toyota в США. Это знаменует начало медленного завоевания мировых рынков. В 1961 году было экспортировано 10 000 автомобилей, и их количество будет расти.
Несмотря на развитие отрасли, японские автомобили не пользуются большой популярностью. Большинство пользователей считают их ненадежными, с плохим качеством изготовления и скопированным дизайном. Последнее — факт, ведь это эпоха заимствования дизайна у многих европейских моделей. Например, Jaguar E-Type вдохновляет многие будущие спортивные модели из Страны восходящего солнца. Наглядными примерами влияния европейского дизайна являются сегодняшние классики, такие как Toyota 2000GT и Nissan 240Z. Став легендами, они не могут скрыть своего сходства с GT со Старого континента, но дают четкое направление развития японской индустрии.
Не только дизайн позаимствован у зарубежных производителей. С того времени японцы изучали качественные показатели и производительность немецких машин. У Соединенных Штатов они заимствуют политику маркетинга и распространения. Они устраняют все слабые стороны упомянутых стран и создают свой почерк в автомобильной истории. Они обнаружили, что британские автомобили известны своей слабой электроникой. Маркетинг в Соединенных Штатах создает логистические проблемы. Один автомобиль доступен в десятках версий, в сотнях вариантов и во многих цветах. Это усложняет производство, логистику и затрудняет доставку. Таким образом, они решили предложить небольшое количество вариантов выбора и цветов, исключив тысячи комбинаций в одной модели.
В 1970-х годах японские производители совершили крупный набег на американскую землю. Такие бренды, как Toyota, Honda и Nissan, атакуют рынки, предлагая доступные, надежные и интересные автомобили. В то время они максимально используют нефтяной кризис. Их предложения основаны на небольших автомобилях с небольшими двигателями и высокими характеристиками. Это шокирует американцев, привыкших к своим огромным двигателям V8. Высокие цены на бензин и плохое снабжение предъявляют новые требования к покупателям, и японские компании готовы их предложить. В Европе они тоже набирают популярность, в основном в Великобритании. Рост их влияния привлекает многих клиентов, которые довольны высокой надежностью и низкими затратами на обслуживание.
Honda Civic, Accord и Toyota Corolla буквально заполонили мир и завоевали миллионы поклонников. Они имеют легкую конструкцию и компактные размеры, как и превосходный истребитель Mitsubishi Zero. Высокоскоростные и маневренные двигатели изначально порождают предубеждения против заниженных больших, но неуклюжих двигателей американцев. С годами этот предрассудок постепенно исчез, доказав огромную надежность и скрытый в них потенциал.
около 1980 года: машины выстроились в очередь в ожидании отправки в доках Йокогамы, Япония. (Фото Keystone / Getty Images)
Японцы не останавливаются на достигнутом. Они ищут всевозможные решения для улучшения своих автомобилей. Помимо снижения веса и гарантированной надежности, разрабатывается множество других технологий. Mazda остается единственной компанией в мире, которая много лет разрабатывает и использует роторные двигатели. От Mazda Cosmo Sport 1967 года до Mazda RX-8 до 2012 года — почти 50 лет ознаменовались настоящим технологическим подвигом. Honda создает гениальную систему VTEC с регулируемым газораспределением. Массово внедряются системы полного привода и рулевого управления, активная аэродинамика, а также снижение лобового сопротивления. Все это начинает применяться во все более и более популярных автомобилях, поскольку компании из Европы и США начинают заимствовать идеи.
Помимо предложения маленьких и компактных автомобилей, японцы начинают осваивать и другие сегменты. После огромного успеха Toyota Land Cruiser появилось больше внедорожников с Востока. Не будем забывать и о спортивных автомобилях, которые являются не только мимолетным флиртом, но и являются частью портфолио каждой марки на протяжении десятилетий. Они еще больше укрепили любовь к японским автомобилям и породили так называемую культуру JDM. Участвуя в бесчисленных фильмах, компьютерных играх и даже мультсериалах, японские спортивные машины превращаются в культ, который, кажется, не имеет тенденции к прекращению.
Можно даже говорить о неослабевающем интересе к кругу спортсменов. Сегодня мы легко можем найти экземпляры, достигающие шестизначной суммы, превышающие цены на Ferrari того периода. Некоторые из самых популярных моделей — это легендарные Toyota Supra, Nissan Skyline, 300ZX и Honda NSX. Последний был построен с помощью великого Айртона Сенны, а Nissan доминировал на трековых чемпионатах со своей Годзиллой. В нижней части спортивной пирамиды Японии спрос не снизился. Nissan Silvia, Honda Civic и Integra, Mitsubishi Eclipse, Mazda Miata и Toyota Celica GT-Four имеют тысячи поклонников, занимающихся всеми видами спорта. Популярность чемпионатов по дрифту, дноуглублению и любительским трекам идеально подходит для упомянутых платформ.
После того, как три крупнейших компании — Toyota, Honda и Nissan — обосновались в США, они создали свои собственные суббренды, предлагая в основном автомобили класса люкс. Речь идет о Lexus, Acura и Infiniti. После многих лет доверия эти три новых бренда быстро находят своих поклонников и генерируют огромные продажи. Учитывая их характер, с самого начала их сравнивали с гигантами класса люкс, в основном из Германии. И здесь японцы работают бескомпромиссно, ни в коем случае не отступая.
После довольно безоблачного развития в 80-х и 90-х годах, прихода в автоспорт, создания собственных чемпионатов и завоевания бесчисленных титулов всевозможными способами, японские компании столкнулись с серьезной рецессией. Это знаменует конец японских спортивных автомобилей или, по крайней мере, внезапный упадок брендов, предлагающих машины этого типа, и делает всю страну тернистой. Несмотря на неутешительные результаты, шаги по исправлению ситуации не заставят себя ждать. После глобализации рынков компаниям стало легче найти свой путь в темноту. Полная реструктуризация модельного ряда, вызванная увеличением спроса на внедорожники, гибриды и компактные автомобили, ведет к новому росту. Конкуренция со стороны Китая, Кореи и Индии усложняет современную картину, но мы наблюдаем слияния, совместные проекты и внедрение новых технологий.
На первый взгляд, японская промышленность прошла долгий путь. Во-вторых, это яркий пример японского духа. Несмотря на ужасные последствия после окончания Второй мировой войны, нефтяные кризисы и экономические кризисы, быстрое развитие технологий за последние 30 лет и многие другие факторы, компании могут находить правильные решения в нужных ситуациях и оставаться на вершине в этой вечной борьбе за превосходство.