ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ БУХГАЛТЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ ст13
Среда, Сентябрь 5, 2012 16:05Бухгалтерские (http://www.finchas.ru/osnsredst/209-postuplenie-i-vvod-os)»» и кассовые операции, связанные с отражением в бухучете должны быть подвержены последующему контролю. Осуществление проверки верности совершения данных операций и оформления является неотъемлемой частью запланированной работы по организации последующего контроллинга в банке, который, соответственно, должен быть включен в процесс осуществления внутреннего контроля. Рассмотрим такие необходимые аспекты контроля, как:
-организация,
-проведение,
-исправления по итогам плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
Организационные аспекты осуществления последующего контроля
Главным документом, который регулирует вопросы организации и оформления последующего контроля, является Положение Банка России от 26.03.2007 за номером 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в банковских организациях, которые расположены на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 302-П). Банк обязан исполнять требования данного положения. Банковская организация вправе самостоятельно разработать детальный порядок организации последующего контроля на основе вышеуказанного Положения и отразить данный порядок в учетной политике.
Последующий контроль разделяют на 3 направления:
— систематический (плановый) контроль бухгалтерских и кассовых операций;
— внеплановый контроль при обнаружении ошибок, совершенных ранее предыдущего операционного дня.
— ежедневный контроль кассовых и бухгалтерских операций, которые совершены в предыдущем операционном дне;
Ежедневный последующий контроль должен быть осуществлен при процедуре формировании документов дня банка сотрудниками, которые ответствуют за сверение первичных документов и данных бухгалтерского учета, а также главным бухгалтером или его ответственным заместителем при подписании документов дня. В подразделении бухгалтерии кредитной организации должны быть утверждены сотрудники, на которых возложена обязанность осуществления последующего контроля законченных бухгалтерских и кассовых операций.
В составе плановых мероприятий находится систематический последующий контроль. Кредитная банковская организация до 1 января нового календарного года должна разработать и утвердить в соответствии с приказом руководителя план проведения последующих проверок на каждый календарный год. План должен включать все направления бухучета банковских операций, а также кассовые операции. Количество плановых проверок может быть неограниченным, работа каждого сотрудника бухгалтерии должна быть проверена в сроки, которые установлены руководителем, однако не реже чем один раз в год.
Перечень работников, которые привлечены к проведению последующего контроля, должен быть определен главным бухгалтером банковской организации, на основе объема выполненных кредитной организацией операций.
Сотрудниками, которые осуществляют последующий контроль в банковской организации, могут являться главные бухгалтеры, их заместители, начальники отделов или иные лица, которые назначены соответствующими уставными документами. Банковская организация может назначить других должностных лиц, которые ответственны за осуществление последующего контроля бухгалтерской и кассовой работы.
В план последующего контроля ответственное лицо включает тематику проведения проверок, даты проведения соответствующих проверок, должности и фамилии сотрудников, которые контролируют и осуществляют проверку.
Исправительные записи могут быть внесены как по инициативе клиента (тогда подразумевается обязательно наличие заявления клиента), так и по инициативе работника, который допустил ошибку. Во втором случае необходимо разработать специальную форму заявления сотрудника на проведение исправительной записи, на бланке которого главный бухгалтер (или уполномоченное лицо) закрепит порядок осуществления необходимых бухгалтерских проводок и присвоит мемориальному исправительному ордеру специальный номер на основании нумерации ордеров в соответствующей ордерной книжке.
Мемориальные исправительные ордера должны быть сформированы в ордерную книжку, которая находится на хранении у главного бухгалтера или у заместителя главбуха. В случае если в ордерной книге имеются сведения о регистрации мемориальных исправительных ордеров, это может позволить обеспечить их уникальную нумерацию в хронологическом порядке, а также видеть данные о сотрудниках, допустивших ошибки в текущем периоде.
Сводные результаты последующего контроля должны быть оформлены справками о последующих проверках, в которых, как правило, отражаются выявленные недочеты при совершении бухгалтерских или кассовых операций. В справке обычно отражены дата и место проведения проверки, период для осуществления выборки документов для контроля, тематика проверки, данные о сотрудниках, деятельность которых подлежит проверке. Справка должна содержать список проверяемых документов, выявленные недостатки в работе с указанием документов, предложения и рекомендации по устранению ошибок. Справка подписывается как проверяемыми работниками, так и работниками, осуществляющими последующий контроль.
Главный бухгалтер при рассмотрении результатов последующей проверки имеет право внести свои замечания по улучшению бухгалтерской работы и представить их непосредственно руководителю кредитной организации, адекватным образом отразив их в справке последующей проверки или в отдельном отчете.
Руководитель кредитной организации(банка) или его ответственный заместитель в течении 5 дней после получения справки о последующей проверке обязан лично и в присутствии работников бухгалтерского подразделения осуществить рассмотрение результатов проверки. Дата и факт рассмотрения справки должны быть зафиксированы в справке последующей проверки или ином документе, который определен в кредитной организации. В обязанности руководителя входит принятие необходимых мер для устранения причин, которые вызвали недостатки. Устранение недочетов должно контролироваться главным бухгалтером. В случае необходимости, главный бухгалтер может инициировать повторную проверку.
Статья подготовлена на основании материалов Консультант+ «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» , 2012 , №2.