Город Украинск. Вчера здесь была война…
Четверг, Сентябрь 8, 2011 14:46…Вчера была война. Здесь не осталось ни души. Эта навязчивая мысль пульсирует в голове, когда ступаешь по безлюдным улицам Украинска. Тишина вокруг такая звонка, что слышно, как давно не кошеной травой шуршит гонимый ветром лист школьной тетради. Дышать глубоко трудно — в воздухе витает запах сырости и плесени. Запустение повсюду.
Полуразрушенная автостанция уже лет десять не видела пассажиров. Электрические опоры — оборванные провода. Уличные фонари — срезанные на лом плафоны. Сталинские дома, которые, кажется, стонут облупленными стенами. Балконы без перил. Сорванные двери в подъездах. Черные пасти окон, кое-где замурованные кирпичом или наглухо забитые досками. Вздутый асфальт, из-под которого едва пробивается к солнцу трава… Город-призрак. Город-фантом…
И только памятник бессмертному Ильичу, несмотря на все жизненные невзгоды, высится неистребимый на центральной площади Украинска.
У подножия, сгорбившись, сидит бабушка. То и дело тяжело вздыхает. «А что, бабушка, люди в вашем городе есть?». «Да немного понаехало, — говорит, глядя из-под лба. — Как вот стали квартиры даром раздавать, хлынули сюда — кто только мог. Но разве так спасешь город? О нас кто думал, когда шахту останавливали? Когда люди от беды черной убегали, потому что копейки нигде не заработать было… А теперь берите — живите на развалинах… »
Уровень развития экономики города определяет и темп его жизни. В таких больших городах, как, например, Москва, этот темп почти сумашедший. Тех кого интересует продажа нежилых помещений в москве, должны обращатся к надежным фирмам, иначе можно и «пролететь». А этого точно никто не желает.
«Когда в прошлом году в городе наконец запустили новую лаву и заработало главное предприятие — шахта» Украинская», которая нуждалась в рабочих руках, мы решились на рискованный шаг и объявили необычную акцию, — рассказывает городской голова Виталий Нешин. — Каждому, кто хотел вернуться в некогда покинутый город, отдавали любую пустую квартиру. А таких у нас было около двух тысяч! Люду приехало тьма: из Харьковской, Херсонской, Одесской, Запорожской, Винницкой, Львовской, Днепропетровской, Черкасской, Кировоградской областей, даже из Крыма! »
Сначала новоселы выбирали лучшие помещения, те, которых охраняли соседи и в которых не успели срезать батареи, вынести сантехнику, вырвать окна, двери, пол… Отдавали квартиры за символическую цену — 94 гривны. Столько пришельцы должны были заплатить за оформление ордера и долговечную мечту о собственном жилье.
Замечательная идея: дать жилье людям, которые десятки лет живут без малейшей надежды на собственную квартиру. Но помещение отдавали с одним условием — навести в нем порядок, разобраться с коммуникациями, сделать ремонт, поставить счетчики воды.
Так понемногу город начал оживать. Переселенец из Запорожья открыл продуктовую лавку. С Макеевки приехал сапожник — будет где обувь починить. Донецкий бизнесмен бойко торгует пластиковыми окнами и дверями, на которые здесь постоянный спрос. Заработал детский сад, в школе появились ученики, открыли новые спортивные кружки. Ожил, поражая дешевизной продуктов, городской базар… Но ощущения заброшенности, которое «лелеяли» годами, еще не покинуло этот город.