Добрый Николай розог в мешке не носит …
Пятница, Декабрь 16, 2011 8:20Близится любимый праздник детворы – день Святого Николая. Малыши еще дописывает письма доброму святому, а родители присматриваются к подаркам. Чем этот праздник должен стать для детей и как к нему должны готовиться взрослые?
Родители должны так воспитывать ребенка, чтобы он не просто был вежливым, а хотел таким быть. Николай приходит раз в год, а заниматься своим чадом нужно постоянно. После 19 декабря маленький озорник, который в последнее время прилагал немало усилий, чтобы произвести впечатление «вежливого мальчика», может разгуляться «по полной программе». Поэтому апеллировать к святому нецелесообразно, поскольку такая модель воспитания имеет временный характер (максимум – месяц, и это под вопросом).
Приписывая функцию наказания постороннему лицу, родители будто снимают с себя ответственность за воспитание ребенка (целесообразнее руководствоваться собственной совестью или религиозностью). Чтобы ребенок хотел быть вежливым, его нужно часто хвалить: на одно замечание должно приходиться девять похвал-комплиментов. Родителям следует придерживаться «принципа гамбургера»: булочка – это что-то хорошее, сказанное ребенку, начинка – критическое замечание. Например: «Я понимаю, что ты радуешься, когда к тебе приходят друзья. Но мне неприятно, когда после вас нужно столько убирать. Надеюсь, в следующий раз вы будете вести себя лучше «.
Мамам и папам стоит подчеркивать собственные чувства, а не оценивать поведение ребенка. Возвращаясь из школьных собраний, не нужно говорить: «Ты – маленький озоник…, учительница снова тебя отругала…», а «Я чувствую себя плохо, когда учитель рассказывает о твоем поведении, мне так стыдно перед другими родителями, что хочется убежать из собрания…» . Вместо «ты мне врешь» лучше говорить: «я чувствую себя обманутой». По мнению выдающегося семейного психолога Вирджинии Сатир, человеку для комфортного существования требуется не менее четырех объятий в день, для детей – минимум восемь.
Письмо к Николаю – это , прежде всего, улучшение навыков письма и рисования, ведь он должен понравиться святому. Кроме этого, ребенок учится «слышать» свои желания (многие взрослые, между прочим, обращаются к психологам именно потому, что не знают, чего хотят, и привыкли отставлять свои желания на второй план). Ребенок также работает над своими приоритетами – учится отличать главное от второстепенного. В этом ему должны помогать родители. Им стоит намекнуть, что у Николая большой мешок, но туда могут не влезть все подарки, которые хотят детей.
Родителям стоит обратить внимание на то, что стоит за желанием ребенка получить конкретный подарок.
Если, например, мобильный телефон нужен, чтобы «быть как все», родителям стоит говорить о ценности личностных качеств и умений каждого человека, важно то, кем ты есть, а не то, что ты имеешь.
Если ребенок просит цветные карандаши или музыкальный инструмент (нечто для реализации своих способностей и талантов), стоит постараться осуществить эту мечту, ведь от этого зависит, как она будет развиваться. Если ребенок нуждается в чем-то из одежды – теплые перчатки или ботинки, то, конечно, такие желания требуют особого внимания.
Родителям стоит помнить правило: «пообещал – выполнил». Это касается как поощрений, так и наказаний. Ребенок, таким образом, учится держать слово в будущем. Если из ваших уст слетают предупреждения о розге под подушкой и поведение действительно ее заслуживает, придется поискать эту «волшебную палочку» (не обязательно использовать ее по назначению). Но не стоит класть розгу под подушку «для профилактики», чтобы не омрачать праздничного настроения.
В каком возрасте дети должны разгадать тайну родителей: что это они делают подарки на Николая?
Все зависит от их мировосприятия. Есть детки серьезные и прагматичные, которым легче и приятнее думать, что о них заботятся родители, и никто другой. Они быстрее разгадывают «тайну Николая». Есть романтические, для которых сказка весит много – они долго в нее верят, а правда становится болезненной.