Дублер Терешковой
Среда, Апрель 17, 2013 10:10Для этой женщины 12 апреля, День космонавтики, — особый праздник. Ведь она была членом легендарного первого отряда космонавтов и готовилась к первому в истории полету женщины в космос, 50-летие которого отмечали в этом году. Однако первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова. А Валентина Пономарева навсегда осталась дублершей.
— В отряд я попала из Института прикладной математики, где тогда работала, — рассказывает Валентина Леонидовна. — Еще со студенческих лет занималась в московском аэроклубе, летала на самолетах По-2, Як-18. Поэтому мне и предложили попробовать пройти отбор в первую группу женщин-космонавтов. Это была весна 1962 года. Я написала заявление на имя директора института: «Хочу в космос!» (Смеется). И вскоре проходила медкомиссию, как и еще несколько сотен молодых женщин. Ежедневно претенденток становилось меньше – отсеивали по состоянию здоровья.
А в последний день в госпиталь приехала большая комиссия. Тогда и выбрали пятерых претенденток: Валю Терешкову, Иру Соловьеву, Жанну Йоркин, Таню Кузнецова и меня.
Производство и поставка металлообрабатывающего оборудования Tapcoint.ru (http://tapcoint.ru)»» удовлетворяет самым высоким требованиям современной промышленности.
— Во время тренировок и подготовки к полету вам давали какие-то поблажки по сравнению с мужчинами?
— Нет, все испытания мы проходили наравне. Сложными были тренировки в условиях невесомости. Тогда смоделировать их можно было единственным способом — в полете самолета по параболической траектории. Мы летали на истребителе МиГ-15 – за один полет самолет успевал сделать три-четыре «горки», на каждой невесомость длилась по 40 секунд. Задачи в полете были несложные: написать имя, фамилию, дату. Это для того, чтобы выявить нарушения координации движений в невесомости. Еще мы пробовали в невесомости употреблять «космическую пищу» из тюбиков, проверяли четкость речи: надо было сказать по рации заданную фразу. Помню, было очень интересно наблюдать, как предметы в кабине самолета «плавали!» Впоследствии каждой из нас сделали индивидуальный космический скафандр и шлем – для этого сняли более 50 мерок со всего тела!
— Но тренировки закончились и пришло время для полета. А улететь должна была лишь одна из вас…
— Незадолго до полета мы узнали неофициально, что выберут Терешкову. А в июне 1963 состоялось заседание правительственной комиссии. Помню, мы все пятеро в форме младших лейтенантов сидим в комнате у стены, а за столом – начальство. И нам объявляют решение: летит Терешкова, первый дублер – Соловьева, второй – я. Королев подошел ко мне и спросил: «Тебе обидно, не полетишь в космос?» Сдерживая слезы, я резко ответила: «Да, Сергей Павлович, мне очень обидно!» Он посмотрел пристально и ответил: «Ну и правильно, мне бы тоже было обидно «. А уже на космодроме перед стартом Терешковой, он обратился к нам, дублеркам: «Не переживайте. Еще будут женские старты, более важные, вы еще полетите «.
И 1965 появилась такая надежда. Тогда задумали групповой женский полет, да еще и виданной до тех пор продолжительности – 15 суток! Я должна была быть командиром экипажа, а Ирина Соловьева выходила бы в открытый космос. Решение о таком полете приняла госкомиссия, надо было иметь разрешение ЦК. Но в январе 1966 умер Сергей Королев, и через несколько месяцев идею этого полета тихо «похоронили». Я оставалась в отряде космонавтов до 1969 года, а затем перешла в НИИ, изучала космические полеты.
— Общаетесь ли вы сейчас с участниками первого женского отряда?
— К полету мы все жили очень дружно, а потом пути разошлись. Терешкова стала ездить по всему миру, мы ее месяцами не видели. Нас судьба разбросала по разным работам. А теперь мы уже бабушки, у каждого свои заботы. Однако все пять участниц первого женского отряда космонавтов еще живы-здоровы, активны и бодры. Хотя всем нам уже почти по 80! Очевидно, тренировки дали хороший заряд организму на всю жизнь.