Свадебные обряды у народов мира
Вторник, Июнь 21, 2011 8:51А как женятся индийцы?
Индийский штат Раджастан. Праздничный костюм невесты весит 15 килограммов. Вечером, накануне свадьбы, она принимает участие в обряде «мехнди»: на ее руках и ногах рисуют сложный орнамент. А сразу после «мехнди» очередь следующего обряда, не менее древнейшего, — окраска ладоней. Ладони молодой натирают ярко-желтым порошком, а затем их тесно прижимают к свадебной фате. Остаются два ярко-желтых следа — две растопыренные пятерни. Жених сравнивает эти оттиски с руками избранницы, чтобы проверить, не подсунули ли ему в последний момент другую девушку (обычай появился за несколько тысяч лет до того, как в полицейской практике начали снимать отпечатки пальцев).
Перед молодыми ставят большую серебряную посуду, до краев наполненную водой. На дне лежит обручальное кольцо, а поверхность воды закрыта листом лотоса. Пара не видит кольца, они ищут его в воде, впервые касаются пальцами друг друга. Наконец перстень найден! С этой минуты молодые становятся мужем и женой. Но свадьба на этом не заканчивается — она длится аж восемь суток.
«Чхук!» Означает «Будьте счастливы!»
Несколько раз гуляют свадьбу у корейцев: сначала в доме жениха, потом у невесты, наконец, там, где молодожены будут жить.
В центре стола для супругов ставят большой, в несколько этажей, пирог — пирамиду из риса. На нем выложен знак «Чхук!», Что означает «Желаем счастья и долгих совместных лет!».
Напротив жениха — блюдо с жареной курицей, символизирующей возлюбленную, а перед невестой — блюдо с жареным петухом, «образом» суженого. Для ясности в клюв петуха вкладывают сигарету, а в клюв курицы — стручок красного перца. Здесь же на подносе обязательно выставляют (по возможности больших размеров) карпа — символ мудрости и долголетия (в древних корейских храмах изображение карпа является неотъемлемой частью росписи). Но ни пирог-пирамиду, ни сырого карпа, ни курицу с петухом во время застолья не едят, потому что их назначение сугубо символическое.
В центре внимания — невеста
Китайские свадьбы традиционно многолюдные: до полутора тысяч человек собирается за столом. Утром в ритуальной бане юноше тщательно бреют голову: новая прическа, когда отрастут волосы, уже будет принадлежать женатому мужчине. Родителям жениха приводят черные круги под глазами и вокруг рта, а красным разрисовывают щеки и нос (дань языку театра). Но центром свадьбы является невеста. У нее тяжелая, шитая бисером и золотом одежда, много подвесок в прическе, ушах, на шее. Словом — богиня красоты. Пока продолжается банкет (http://www.svadebniybanket.ru)»», она не касается еды и питья, ни с кем не разговаривает — сидит, не шелохнувшись, опустив глаза. Согласно требованиям того же классического театра, она очень напудрена: печальный знак прощания с родителями. Похожая на статую, невеста сидит среди собственноручно вышитых одеял, полотенец, подушек, ящиков с приданым.
Когда гости хорошенько подгуляют, молодожены приступают к обряду поклонов. Кланяются синхронно, долго, по нескольку раз — в зависимости от степени «родства» адресатов и возраста. Поклоны весьма смахивают на рубку дров: подняв сложенные руки вверх над головой, их с размаху опускают, согнувшись всем телом к земле. После этого невеста садится уже за стол, но, по-прежнему не прикасается к угощениям, сидит все с таким же печальным лицом, разительно контрастируя с живыми гостями.
Труднее приходится македонкам
Невесте в Македонии следует своими руками приготовить свадебный костюм, белье, да еще и пройти немало испытаний. Она должна даже скакать верхом. Ибо если упадет с коня, то в замужестве будет несчастливой. А чего стоит знание сценария четырехдневной свадьбы, прежде чем получить платок замужней.
В четверг молодожены с друзьями идут за ветками сосны для шалаша музыкантам. Пока одни друзья строят «хижину», другие носят в дом жениха бочонки с вином. В пятницу на лугу выбирают лучших баранов для свадебного банкета. А тем временем односельчан приглашают в гости. Вечером жених с друзьями прощается с «волей».
Суббота. Утром на сельской площади музыканты танцуют традиционный «круг» — национальный танец, затем направляются к дому жениха, где мать их встречает с караваем … на голове (?!). Вечером друзья жениха верхом едут за невестой. В руках у каждого — факел. Девушка вскакивает на коня и мчится за ребятами. Кавалькада останавливается у трех колодцев, набирает воду, в которой вечером невеста будет мыться. На подоконнике горят свечи — в них сгорят все грехи юности. В доме жениха делят хлеб, испеченный будущей тещей. Кто из ребят получит кусок с серебряной монетой, тот вскоре женится. В полночь над домом жениха поднимают флаг.
В воскресенье сначала бреют жениха, вместо воды используя вино. А между тем дружки идут за невестой. Она должна верхом преодолеть забор, соскочить с коня, не касаясь ни поводьев, ни стремян. Свекровь зорко присматривается, чтобы невестка не переступила порог левой ногой, трижды легонько бьет ее по голове караваем, приговаривая: «Хлебом жива будешь, а меня слушать должна!».
Вечером молодоженов проводят в подвал. Оба бросаются в угол за шапкой и ботинками. Если жена заберет у мужа шапку, то будет счастливой. Собственно, любимый после некоторого сопротивления отдает шапку. Сложнее с ботинками. Согласно поверью, тот из супругов, кто их уступит, будет ходить «под каблуком» у второго всю жизнь.